Образовательная составляющая загородных прогулок была особенно важна для городских детей, которые зачастую были знакомы с природой только по учебникам. Результаты анкетирования, проведенного в 1913 г. «в одной из низших школ г. Оренбурга с пестрым составом учащихся (дети чиновников, приказчиков, мещан, крестьян и т.д.)», показали, что дети никогда не видели «доения коров 5 %, приготовления коровьего масла 38 %, живой изгороди 70,9 %, птичьего гнезда на дереве 10,1 %, ползущей улитки 68,4 %, малинового куста с ягодами 36,8 %, живого скворца 11,4 %, поднимающегося с пением жаворонка 72,2 %, живого ежа 1,3 %, хищной птицы на лету 5 %, грибов в лесу 25,3 %, рыбы в воде 2,5 %, внутренности улья 77,2 %, тюльпанового поля весною 54,4 %». Эти же дети никогда не слышали «пения соловья в 21,5 % случаев, крика кукушки в 5 % случаев». Соответственно, эти же городские учащиеся сообщили, что «никогда не были на огороде — 8,9 %, на пашне — 54,4 %, в лесу — 2,5 %, на лугах — 17,7 %, в степи — 16,5 %» [18, с. 2]. Эти цифры могут показаться странными даже современным городским жителям, поскольку практически все городские семьи сегодня выезжают на дачи, загородные турбазы или просто на летние пикники. Но на рубеже XIX-XX веков из-за отсутствия у родителей свободного времени городским детям, вероятно, действительно было сложно выбраться всей семьёй на природу. Поэтому знакомство детей с окружающим миром природы брала на себя школа.
Как отмечают в своей статье Д. В. и Т. Н. Арцыбашевы, «начало XX в. еще не стало временем разработки методических приемов проведения экскурсий или анализа особенностей показа и рассказа. Тогда главной экскурсионной задачей было ознакомление с уникальными природными и историческими памятниками, представление экскурсантам определенной информации, глубина и качество которой зависели от знаний и подготовленности экскурсовода». В этих обстоятельствах в Оренбургское реальное училище в 1906 г. для проведения занятий на открытом воздухе даже был приглашен специальный учитель, который в теплое время года несколько раз в неделю должен был выбираться с ребятами на прогулки. Кроме того, аналогичные прогулки были организованы и преподавателем природоведения М. А. Голомиевым. Ученики второго класса должны были научиться определять деревья и кустарники по листьям, полюбоваться на «осенний вид» деревьев и трав, на практике увидеть перелеты птиц. При этом выяснилось, что некоторые ученики «никогда еще не видели леса» [19, с. 4]. Такие варианты досуга, в первую очередь, служили образовательным задачам и были своеобразным развлечением, однако приносили немалую пользу в плане оздоровления детского организма.